Каждому родителю знаком период, когда их милый и послушный ребенок резко превращается в упрямого и вздорного малыша.
Кризис – это ступенька к развитию ребенка, связанная с переосмыслением себя как личности и формированием новых взаимоотношений с внешней средой.
Кризис 1-ого года жизни связан с навыками хождения, с расширением пространства для изучения.
Проявление №1
Сверх самостоятельность. В связи с тем, что перемещение стало более доступным, ребенок стремится скорее познать мир. Необходимо все попробовать на вкус, открыть все шкафы и тумбочки.
Действия родителей:
1. Обеспечить максимальную безопасность ребенку. Сделать доступным только то, что не навредит.
2. Обучать правильному использованию предметов, сопровождать действия пояснениями. Говорить о том, что можно, а что нельзя. Однако не переусердствуйте с запретами.
Проявление №2
Крик, плач, драки проявляются из-за не развитых разговорных навыков с целью донесения до окружающих негативного отношения к происходящему.
Действия родителей:
1. Данное поведение ребенок черпает с примера семьи, необходимо исключить «громкие» сцены при малыше. Сохраняйте спокойствие при любых обстоятельствах.
Кризис 3 лет
Ребенок проявляет свое собственное Я, стремится утвердить свои права как личности. Строит новые взаимоотношения со взрослыми и детьми.
Проявление №3
Негативизм.
Отрицание просьб родителей, своеволие (желание сделать все по-своему).
Действия родителей:
1. Необходимо вести себя с ребенком, как со взрослым. Перефразируйте свои просьбы с утверждения в вопрос. Вместо: «Убери вещи», спросите: «Ты сейчас уберешь вещи или после завтрака?». Пусть у ребенка будет свобода выбора.
2. Если ребенок категорически не желает выполнять просьбу, дайте ему немного времени подумать. Пусть сам примет решение.
Проявление №4
Строптивость.
Ребенок в состоянии протеста и конфликта с окружающими.
Действия родителей:
1. Если ребенок находится в состоянии истерики – шлепки и крики не помогут. Необходимо переждать, а потом спокойно объяснить как себя правильно вести. Будьте готовы к тому, что истерики могут повторяться время от времени.
2. Проявляйте терпение, не забывайте, что именно вы формируете модель поведения своего ребенка.
3. Будьте тверды к запретам. Если сказали «нет», не отступайте. Но помните, все запреты должны быть обоснованы.
Не забывайте о том, что основной груз того, как кризисный период повлияет на развитие ребенка, лежит именно на ваших плечах.
Кризисы в большинстве своем имеют психологический характер, соответственно справиться с ними возможно, используя спокойствие, хладнокровие, здравый смысл и советы педагогов.